Индивидуальные типологические особенности ребенка. Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста

Подписаться
Вступай в сообщество «movsdr.ru»!
ВКонтакте:

Полноценному развитию детей способствует индивидуальный подход, который невозможен без знания индивидуальных анатомо-физиологических и психических особенностей каждого ребенка.

Особенности поведения ребенка, его самочувствие, в определенной мере, зависят от его физического состояния и своеобразия темперамента. Изучение темперамента позволяет педагогу наиболее точно выбрать верные пути в процессе взаимодействия с детьми. Б.М. Теплов писал, что правильное воспитание предполагает не борьбу с врожденными свойствами, а учет и опору на них.

Целью, предлагаемой ниже программы, является выявление индивидуально-типологических особенностей детей дошкольного возраста для последующего учета в осуществлении образовательного процесса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуально – типологические особенности детей в дошкольного возраста.

Полноценному развитию детей способствует индивидуальный подход, который невозможен без знания индивидуальных анатомо-физиологических и психических особенностей каждого ребенка.

Особенности поведения ребенка, его самочувствие, в определенной мере, зависят от его физического состояния и своеобразия темперамента. Изучение темперамента позволяет педагогу наиболее точно выбрать верные пути в процессе взаимодействия с детьми. Б.М. Теплов писал, что правильное воспитание предполагает не борьбу с врожденными свойствами, а учет и опору на них.

Целью, предлагаемой ниже программы, является выявление индивидуально-типологических особенностей детей дошкольного возраста для последующего учета в осуществлении образовательного процесса.

Из истории развития учения о темпераментах.

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, которые проявляются в определенной возбудимости, эмоциональной впечатлительности, уравновешенности и быстроте протекания психической деятельности. С древнейших времен ученых, философов и врачей интересовал вопрос: почему люди так отличаются друг от друга, каковы основания этих различий.

Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ. Существовали самые различные теории темперамента: физиологические, химические, эндокринные. С особенностями темперамента связывали даже внешнюю форму тела. Большое влияние на развитие теорий о темпераменте оказали А. Геллер, Г. Висберг, У. Мак-Дауголлу, Я. Стреляу. Наиболее полно эта проблема была разработана И.П. Павловым, который выделил 4 типа темперамента, и дал их характеристику. В 50-х годах были предприняты широкие лабораторные исследования со взрослыми людьми с целью углубленного изучения проблемы. В результате этих исследований, проводившихся под руководством Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына и В.С. Мерлина типология И.П. Павлова была дополнена новыми элементами.

Особенности проявления темперамента в детском возрасте.

Особенности высшей нервной деятельности (далее ВНД) у дошкольников проявляются более ярко, чем у взрослого. Они, как подчеркивал И.П. Павлов, еще не прикрыты индивидуальной работой и шаблонами жизни. Этим определением он подчеркивал, что черты темперамента, хотя они и врожденные, могут поддаваться педагогическому воздействию и в некоторой мере изменяться. Кроме того, у взрослых людей они могут маскироваться чертами характера.

Судить о том, к какому типу ВНД принадлежит ребенок, можно на основе его внешнего поведения.

Ребенок возбудимого типа – холерик - имеет сильную, подвижную, неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Все реакции ребенка холерика носят ярко выраженный характер. Младенцы бурно реагируют на любые неудобства: мокрая пеленка, крошка на простыне - вызывает неудержимый, до посинения плач. Также ярко маленький ребенок проявляет и другие эмоциональные реакции: не просто смеется, а хохочет, не сердится, а приходит в ярость. У детей этого типа выразительная мимика лица, резкие, порывистые жесты, быстрая, громкая речь; все поведение отличается выраженной направленностью - ребенок стремится воздействовать на то, что видит, переделать окружающую обстановку в соответствии со своими потребностями, желаниями и при этом проявляет завидную энергию, упорство. Дети - холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся исполнить главную роль в игре, организовать товарищей и руководят ими, пытаются руководить и взрослыми. Все, что требует проявления активности, легко удается детям этого типа, и, наоборот, ситуации, в которых надо сдержать себя, ограничить свои желания, вызывает у них чувство протеста. Ребенок с возбудимой нервной системой обычно с трудом засыпает, спит спокойно, но просыпается быстро и сразу же включается в обычный жизненный ритм. Он, за редким исключением, подвижен и деятелен, без конца что-то выдумывает и изобретает, стремится проникнуть в самые запретные места. Кажется, его энергия неистощима: после бурно проведенного дня ребенок отказывается ложиться в постель, требует, чтобы ему рассказали сказку, пытается затеять игру. В коллективе с такими детьми особенно трудно: они излишне подвижны, шумливы, импульсивны, вспыльчивы, с трудом подчиняются установленным правилам, конфликтуют из-за игрушек, правил игры, обижаются на замечания взрослых.

Ребенок спокойного типа - сангвиник - с сильной, подвижной, уравновешенной нервной системой. Внешне они похожи на детей-холериков тем, что активны, имеют живую мимику, пользуются жестами, говорят быстро и громко. У ребенка сангвиника, как правило, ровное, спокойное, жизнерадостное настроение, без резких переходов, свойственных холерикам. Ребенок быстро засыпает и легко просыпается, без особых сложностей переходит от подвижных игр к спокойным занятиям и наоборот. Особенность сангвиников - их легкая приспособляемость к любым условиям. Ребенок охотно выполняет установленный порядок дня, подчиняется любым распоряжениям взрослых, выполняет поручения. Дети этого типа легко вступают в контакт с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причем могут и руководить и подчиняться. Сангвиники живо откликаются на все, что видят и слышат, задают много вопросов, одновременно интересуются самыми различными явлениями. Ребенок за короткое время легко осваивается в яслях, в детском саду, период привыкания к новому режиму длится недолго; утром привели в детсад, а к вечеру он чувствует себя как дома. Общительность, покладистость, жизнерадостность детей располагает к ним взрослых, поэтому иногда за внешней формой поведения могут скрываться первые проявления не очень-то привлекательных черт характера. Из-за того, что нервная система сангвиника отличается податливостью, пластичностью, он способен быстро переключаться с одного занятия на другое. В некоторых обстоятельствах это качество играет положительную роль: ребенок легко включается в новую деятельность, может отказаться, если нужно, от привлекательных действий. В то же время эта пластичность малыша может оборачиваться отрицательной стороной: ребенок меняет одну за другой игрушки, имеет много товарищей, но ни одного близкого друга, за все берется, но ничего не доводит до конца. Основное свойство маленького сангвиника - неустойчивость (поведения, интересов, привязанностей). У ребенка быстро формируются привычки, навыки, но столь же быстро они и разрушаются. Поэтому основная задача в работе с ребенком - сангвиником - формирование у него настойчивости. Ребенок послушен. Но разве послушание не может обернуться бедой? Он во всем слушается родителей и также охотно послушается совета случайного прохожего, подростка. У ребенка разнообразные интересы. Хорошо, но до определенных пределов. Бесконечно расширяясь, эти интересы неизбежно станут поверхностными. Не случайно дети - сангвиники в школе иногда стремятся записаться во все существующие кружки, но ни в одном из них не достигают заметных успехов - не хватает настойчивости. Ребенок охотно берется за любое дело. Прекрасно! Но завершает ли он его? Нет, он стремится быстрее прекратить его, чтобы взяться за другое, более интересное. Сангвиник быстро устает от однообразия. Привлекательной для него деятельностью он может заниматься долго, но как только наступают моменты, требующие однообразия, (а они неизбежны в любой деятельности) он стремится прекратить эту деятельность.

Ребенок - флегматик - имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. В раннем детстве это спокойный малыш, который много спит, проснувшись, лежит спокойно, редко плачет, редко смеется. Дети - флегматики быстро засыпают, но просыпаются с трудом и после сна остаются некоторое время вялыми. Все реакции таких детей имеют нечеткий характер: смеются негромко, плачут тихо, мимика слабо выражена, нет лишних движений, жестов. Речь тоже особая - неторопливая, с паузами не только между предложениями, но и между словами. Ему трудно быстро реагировать на любые воздействия, поэтому между вопросом к ребенку и его ответом следует пауза. Прежде чем начать деятельность, следует период раскачки, внешнего бездействия. Приступив к деятельности, флегматик способен длительное время им заниматься, не уставая от однообразных, повторяющихся действий. А вот внезапно прекратить то, что он начал, ему трудно, особенно в тех случаях, когда предстоит заниматься новым, незнакомым делом. Поведение ребенка - флегматика отличается устойчивостью, его трудно вывести из себя. Привычки, навыки формируются долго, но, сформировавшись, становятся прочными. Все новое, непривычное ребенок этого типа воспринимает не сразу. Поступление в детсад связано с некоторыми сложностями: малыш долго приспосабливается к новому режиму, с трудом расстается с родителями, не принимает участия в играх детей. Флегматики неуютно чувствуют себя в гостях, неохотно знакомятся с новыми людьми. В привычной обстановке ребенок без принуждения выполняет правила поведения, справляется со знакомой работой, любое дело выполняет тщательно и аккуратно. Как и всякий ребенок, флегматик имеет свои положительные и отрицательные стороны, связанные с особенностями нервной системы. Положительные стороны - это стремление к усидчивости, тщательности, добросовестности, надежности во всех проявлениях; отрицательные - вялость, низкая активность, замедленный темп действий.

Дети со слабой нервной системой - меланхолики - отличаются повышенной чуткостью, ранимостью. Слабость нервных процессов не означает неполноценности. Просто у этих детей слишком сильная реакция на слабые раздражители, быстро наступает утомление нервных клеток, слабые процессы возбуждения и торможения. Меланхолик - это тип ребенка, о котором говорят, что "его не видно и не слышно". Он не кричит, а попискивает, не смеётся, а улыбается, не просит, а жалобно взирает на желаемое, малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений, ему не свойственно активно включаться в разговор, демонстрировать свои знания и умения. Ребёнок говорит тихо, нерешительно, запинается. Он склонен к играм в одиночестве или с товарищем, которого хорошо знает, шумные сверстники его утомляют. Чувства меланхолика глубоки, длительны, но внешне почти не выражаются, что иногда вводит взрослых в заблуждение. Поскольку нервная система не выдерживает длительных раздражителей, дети быстро устают - от шума, от новых людей, от замечаний. Всякий нажим ещё более усиливает усталость. Резкий тон, принуждение подавляют и без того малую активность меланхолика. У детей с трудом формируются навыки, долго не складываются привычки, но всё, что у них удаётся сформировать, отличается прочностью, надёжностью, устойчивостью и не требует дополнительного контроля. Пассивность, утомляемость, замкнутость, медлительность - основные недостатки ребёнка - меланхолика. В то же время они имеют ценные свойства, как чуткость, отзывчивость, устойчивость интересов, привязанностей, привычек. Дети с большими трудностями входят в коллектив, долго не могут привыкнуть к режиму дня в детском саду, плачут, отказываются от игр, занятий, бывает, что вообще длительное время не отвечают на вопросы взрослых и детей в учреждении.

Из характеристики темпераментов ясно, что нельзя детей с различным темпераментом воспитывать одинаково. Очевидно, этим и можно объяснить, что в одной и той же семье при одинаковых условиях воспитываются разные люди. Родители в таких случаях часто говорят: "Мы же их воспитываем одинаково". Именно, одинаково, а надо было воспитывать неодинаково, учитывая и природный тип нервной системы, который мог быть различным, и условия жизни, которые изменились с момента появления первого ребёнка.

«В процессе воспитания, - писал Б.М. Теплов, - следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы воспитанника». Знание черт темперамента даст возможность осуществить индивидуальный подход в воспитании личности, так как нет одинаковых условий, нет одинакового материала, на котором формируется личность.

Программа изучения особенностей темперамента детей в ДОУ

Изучение особенностей детей с помощью комплекса диагностических методов позволяет педагогам ДОУ получить объективные данные о темпераменте ребёнка, что может стать основой для реализации индивидуального подхода к каждому ребёнку.

В качестве методов определения темперамента детей дошкольного возраста можно использовать наблюдение за ребенком в различных видах деятельности, эксперимент, опрос педагогов и родителей.

Кроме того, можно проводить и специальные игры: «Верёвочка» - выявление скорости движения, формы и силы реакции; «Так можно, так нельзя» -для выявления формы поведения при встрече раздражительного и тормозного процессов; «Сумей промолчать» - для выявления выдержки и торможения.

Для проведения исследования предлагаем использовать комплекс методов:

наблюдение (Б.С. Волков, Н.В. Волкова), экспериментальная методика «Перенос кубиков» (Ю.А. Самарин), анкетирование родителей.

Наблюдение проводят индивидуально за каждым ребёнком. При этом используют следующие критерии:

1.Как ведёт себя ребёнок в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

а) легко включается в работу;

б) активно действует;

в) действует спокойно без лишних слов;

г) робко, неуверенно.

2. Как реагирует ребёнок на замечание педагога:

а) говорит, что больше так не будет, но через некоторое время поступает так же;

б) не слушает или поступает по - своему;

в) выслушивает молча;

г) молчит, обижен, переживает.

3. Как разговаривает ребёнок с другими детьми в значимых для него ситуациях:

а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказыванию других;

б) быстро, со страстью, но не слушает;

в) медленно, спокойно, но уверенно;

г) с большой неуверенностью.

4. Как ведёт себя в непривычной обстановке:

а) легко ориентируется, проявляет активность;

б) активен, проявляет повышенную возбудимость;

в) спокойно рассматривает окружающее;

г) робок, растерян.

Критерии: если обнаруживается, что в большинстве случаев для ребёнка характерны реакции типа (а), то можно говорить о преобладании у него черт сангвиника; (б) - холерика; (в) - флегматика; (г) - меланхолика.

Игровая методика Ю.А. Самарина «Перенос кубиков».

Цель: выявить характерные реакции ребёнка при ряде неудач, сопровождающих перенос кубиков.

Ребенку дают небольшую лопатку, на поверхность которой один на другой ставят кубики (3,4,5 и т.д.), предлагают пронести эти кубики, держа лопатку в одной руке, от одного стола до другого на расстояние около 3 метров, затем повернуться на 180° (продолжая держать лопаточку в руке), принести обратно и поставить лопаточку с кубиками на стол, не уронив ни одного.

При этом учитывают:

Силу нервных процессов, работоспособность - сколько времени ребёнок может добиваться успешного выполнения задания как без стимуляции экспериментатора, как и при его стимуляции;

Уравновешенность нервных процессов, - в какой мере ребёнок способен сдерживать своё недовольство при неудачах, не проявлять его ни в двигательной, ни в речевой форме;

Подвижность нервных процессов, - в какой степени быстро включается ребёнок в эту «работу», приспосабливается к ней, имеют ли место отвлечения при выполнении данной деятельности.

Организация диагностической работы .

1. Наблюдение осуществляет педагог группы или педагог-психолог индивидуально за каждым ребёнком в совместной или самостоятельной деятельности детей. Данные исследования заносят в таблицу.

2. Методику Ю.А. Самарина проводит педагог-психолог индивидуально с каждым ребёнком в свободном помещении. На работу с каждым ребёнком затрачивается от 5 до 20 минут. Данные заносят в таблицу

3. Анкетирование проводят следующим образом: анкеты заполняют родители дома или в группе (по желанию). Максимальное время заполнение анкеты родителями 20-30 минут

4. Все данные заносятся в сводную таблицу.

5. В том случае, если результаты всех трёх методик будут различны, необходимо использовать дополнительные методики и/или проанализировать причины расхождений в представлениях педагогов и родителей об особенностях поведения ребенка.

Ниже представлены рекомендации по взаимодействию с детьми, у которых преобладают черты различных темпераментов. Данные рекомендации могут быть использованы педагогами и родителями. Также предлагаются некоторые игры и упражнения, которые эффективно использовать в работе с детьми различных темпераментов.

сангвинического темперамента.

  1. Важно проявление строгости, требовательности к ребёнку, контроль его действий и поступков.
  1. Обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки).
  1. Необходимо, чтобы начатое дело доводилось до конца с хорошим качеством (не разрешать приниматься за второй рисунок, пока не окончен первый).
  1. Целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново. Главное показать ребёнку конечный результат добросовестных действий.
  1. Важно формировать у ребёнка устойчивые интересы. Не допускать частой смены деятельности.
  1. Учить внимательно, относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.

Если у детей преобладают черты холерического темперамента.

  1. С пониманием относиться к проявлению активности ребёнка.
  1. Говорить с ребенком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров.
  1. Целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребёнка: кино, телевидение, чтение - все должно быть в меру. За 2 часа до сна только спокойные игры и занятия.
  1. Необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (но не те, где соревнуются), конструктор, рисование, лепка - все, что требуется усидчивости.
  1. Воспитывать у ребёнка умение управлять собой (игры с командами, с внезапными остановками "Замри", где он будет подчиняться).
  1. Приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с чужими желаниями, просить, а не требовать.
  1. Необходимо строго соблюдать режим дня.

Если у детей преобладают черты флегматического темперамента.

  1. Нельзя применять окрики, угрозы, поторапливание - это оказывает тормозящие влияние на нервную систему ребёнка.
  1. Не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий.
  1. Следует чаще хвалить его за скорые действия.
  1. Необходимо ставить ребёнка в условия, когда необходимо быстрые действия (полезны игры соревновательного характера).
  1. Следует побуждать ребёнка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег).
  1. Побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию - активизировать его.
  1. Нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности.
  1. Привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.

Если у детей преобладают черты меланхолического темперамента.

  1. Нужно ограничивать шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребенка не бояться небольшого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку.
  1. Нельзя повышать голос на ребенка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчеркивать его недостатки.
  1. Целесообразно беседовать с ребенком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающе, но уверенно, определенно.
  1. Ребенку полезно заниматься спортом.
  1. Необходимо разнообразить жизнь ребенка.
  1. Надо привлекать ребенка к совместному труду со взрослыми.
  1. Важно развивать у него общительность.
  1. Необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.

Игры и упражнения

Для детей с преобладанием холерического и сангвинического темперамента.

  1. «Сосредоточенность» (этюд на регуляцию эмоций).

Путешественник сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план похода. Выразительные движения: левая рука упирается локтем в стол и поддерживает голову, наклоненную влево, указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте. Мимика: слегка прищуренные глаза, нижняя губа закушена.

  1. «Раздумье» (этюд на регуляцию эмоций и движений).

Мальчик собрал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти? Выразительные движения: ребёнок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.

  1. «Ваське стыдно» (этюд на регуляцию эмоций).

Жила - была девочка Галя. У неё была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила её, укладывала спать. Однажды туда кот Васька и уронил куклу на пол. Пришла Галя домой, увидела, что кукла лежит на полу, подняла её и стала ругать Ваську: "Зачем ты, Васька, мою куклу уронил?" А Васька стоит, голову опустил, стыдно ему. Прослушав рассказ, ребёнок показывает, как стыдно было коту Ваське.

  1. «Море волнуется» (произвольность поведения чувств).

Водящий начинает так: "Море волнуется раз, море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости, страха, стыда и т.д. на месте замри". Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру.

  1. «Тыкалки» (тренировка умения владеть своими чувствами).

Дети садятся на стулья, становят ступни ног на пол и "замирают". Ведущий, медленно считая до 10, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо не рассмеяться при этом и сохранить неподвижность.

  1. «А - а – ах» (тренировка умения владеть своими чувствами).

Ведущий кладёт руку на стол и затем медленно поднимает её до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звуки "а" с тем, чтобы, когда рука достигнет верхнего положения, завершить её громким совместным "ах" и мгновенно замолчать.

  1. «Да и нет» (гармонизация осознания прав и обязанностей).

Инструкция: Попробуем определить, кто из нас умеет быть внимательным. Каждому из вас по очереди мы будем задавать вопросы, на которые заранее знаем ответы "да" и "нет". Например: «Ты ходишь в школу?», «Ты был на северном полюсе?» и т.п. А тот, кто отвечает, должен обязательно отвечать наоборот. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

  1. «Родители и дети» (гармонизация осознания прав и обязанностей).

Инструкция: Представим себе, что мы превратились в родителей. Мы очень любим своего ребёнка, хотим, чтобы он был хорошим, и поэтому даём ему советы, каким ему следует быть. Каждый последующий «родитель» отрицает совет предыдущего и даёт свой совет. Это может быть, например, так:

Будь всегда честной.

Не надо быть всегда честной, а то скажешь, что-нибудь не так, и можешь обидеть окружающих. Будь всегда весёлой.

  1. Упражнение на развитие произвольного внимания.

Ребёнку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники».

Если ребёнок справился с первым заданием, предлагают выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.

  1. Упражнение на развитие устойчивости внимания.

Ребёнку дают небольшой текст (газетный, журнальный) и предлагают, просматривая каждую строчку, зачёркивать какую - либо букву, (например «а») Фиксируют время и количество ошибок. Ежедневно отмечают результаты на графике. Отмечают улучшение результатов, знакомят ребёнка с ними, радуются вместе с ним.

  1. Упражнение на произвольность поведения.

Ребёнку показывают лист с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую их них. Предупреждают ребёнка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения. Как только ребёнок начинает проявлять небрежность, работу прекращают. Ребёнок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур.

Для детей с преобладанием флегматического и меланхолического

темперамента

  1. «Расскажи стихи руками» (этюд на раскрепощение).

Ребёнок старается без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются угадать, что он рассказывает.

  1. «Как поступить?» (регулирование эмоций и действий).

Для этой игры нужно несколько сюжетных картинок конфликтного содержания. Например, такие:

а) дети собирают урожай, одна девочка набрала так много фруктов, что не может удержать их в руках;

б) дети играют, а у одного ребёнка нет игрушек;

в) ребёнок плачет.

Взяв картину, ребёнок должен подобрать свой выход из ситуации.

  1. «Закончи предложение» (упражнение на преодоление замкнутости).

Надо закончить каждое из предложений:

Я хочу. . .

Я умею. . .

Я смогу. . .

Я добьюсь. . .

Можно ребёнка попросить объяснить ответ.

  1. Рисунок «Я в будущем» (преодоление замкнутости).

Ребёнку дают задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в будущем. Обсуждая с ним рисунок, спрашивают, как он будет выглядеть, как он будет себя чувствовать, какими будут его отношения с родителями, братом или сестрой.

Упражнение позволяет осознать возможность преодоления замкнутости, дать ребёнку перспективу на будущее и уверенность в своих силах.

  1. «Я и другие» (свободное выражение своего мнения).

Ребёнку предлагают рассказать о своём друге, родственнике. Важно, чтобы ребёнок мог высказать своё мнение, подчеркнуть положительные черты другого. Можно попросить ребёнка рассказать и о себе, выделяя отрицательные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.

  1. «Зеркало» (помогает открыться ребёнку, чувствовать себя раскованно).

а) Ребёнок смотрит в "зеркало", которое повторяет все его движения и жесты. "Зеркалом" может быть родитель или другой ребёнок.

б) Принцип игры остаётся тем же, но ребёнок должен изобразить кого-либо из общих знакомых. "Зеркало" указывает, кого изображал ребёнок.

  1. «Попугай» (произвольность чувств).

Ведущий произносит короткое предложение, например, «Я иду гулять». Один из участников повторяет это предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное им чувство. Остальные отгадывают, какое чувство было задумано.

  1. «Рисуем имя» (гармонизация осознания имени).

Инструкция: «Давайте закроем глаза, тихонечко посидим. А теперь каждый попробует представить своё имя, написанное на листе бумаги. Попробуйте получше рассмотреть своё имя, увидеть, какого цвета буквы, какие они, высокие или низкие, на что они похожи. А теперь откройте глаза и нарисуйте своё имя так, как вам захочется».

  1. «Конкурс хвастунов» (гармонизация притязания на признание).

Инструкция: «Сегодня мы проведём с вами необычный конкурс - конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Чем мы будем хвастаться? Соседом справа. Посмотрите внимательно на своего соседа справа. Подумайте, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается». Дети определяют победителя - лучшего «хвастуна». Можно обсудить, кому, что понравилось больше: рассказывать - хвастаться о соседе или слушать, как о нём рассказывают.

  1. «Как это можно использовать» (на развитие сообразительности).

Ребёнку предлагают игру: найти возможно большее число вариантов использования какого - либо предмета.

Литература

Богословский В.В. Общая психология. – М., 1981.

Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. – М., 1991. – С.18 – 19

Гамезо М.В. Атлас по психологии. – М., 1986.

Запорожец А.В. Психология. – М., 1987.

Ильина М.Н. Тесты для детей. – М., 1997.

Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. – М., 1981.

Коломенский Я.Л. Человек: психология. – М., 1986. – С. 209 – 214.

Клюева Н.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.

Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985.


Слайд 2

Личность

Слово «личность» первоначально относилось к актерским маскам. Затем это слово стало относиться к самому актеру. Позже слово «persona» употреблялось вместе с указанием определенной социальной функции человека, например личности судьи, личности отца, личности торговца и пр. Таким образом, личность по первоначальному значению – это определенная социальная роль человека. Психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно- обусловлены и не зависят от его жизни в обществе.

Слайд 3

В отечественной психологии существует ряд определений личности:

«Личность – это носитель сознания» (К. К. Платонов); «Личность – это целостная система, возникающая в процессе жизни человека и выполняющая определенную функцию в его взаимодействии со средой» (Л. И. Божович); «Личность – это субъект деятельности, т. е. совокупность общественных отношений, определяющих положение человека в обществе» (Б. Г. Ананьев).

Слайд 4

«Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих» (Р. С. Немов).

Слайд 5

Обобщая, можно дать следующее определение:

Личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

Слайд 6

Социальность и индивидуальность

Основными чертами, характеризующими личность, являются социальность и индивидуальность, т. е. личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего существования. Индивидуальность при этом понимается как самобытный, своеобразный способ бытия конкретной личности. Она детерминирована особым жизненным путем индивида, его природными задатками, предстает как результат взаимодействия уникальных и универсальных свойств человека.

Слайд 7

Психологическая структура личности

Психологическая структура личности представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.

Слайд 8

Психологическую структуру личности составляют:

Темперамент; способности; мотивация; характер; воля; чувства.

Слайд 9

1. «Темперамент»

Темперамент – это совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение, изменение. Динамические особенности: интенсивность и скорость протекания психических процессов, состояний и действий. Темперамент составляет биологическую основу характера.

Слайд 10

Свойства темперамента

Эмоциональная возбудимость – легкость возникновения эмоц реакций и прцессов. Эмоциональная неустойчивость – врожденная склонность человека входить в состояние эмоц напряжения. Тревожность–степень личностного/ситуативного эмоц напряжения в угрожающей ситуации или ситуации повышенной ответственности.

Слайд 11

Утомляемость, работоспособность, врабатываемость Импульсивность – быстрота реакции, непроизольныхдвижений+быстрота принятия решения и его исполнение. Ригидность/пластичность – степень легкости приспособляемости к новой ситуации. Экстраверсия/интроверсия – от чего в большей степени будет зависеть реакция, - от внешних впечатлений в данный момент или от внутренних, связанных с прошлым и будущем

Слайд 12

Сензитивность – порог реакций, степень чувствительности к происходящим событиям Реактивность – степень непроизвольных эмоциональных реакций на внешние-внутренние воздействия. Активность – степень воздействия человека на окружающий мир.

Слайд 13

Соотношение активности и реактивности – от чего будет зависеть деятельность человека: от случайных обстоятельств или от целей, намерений. Резистентность – сопротивление стрессу, проявляется в отсутствии снижения функционального уровня деятельности. Темп реакций – скорость протекания реакций.

Слайд 14

Типологии темперамента

1. Гуморальная (Гиппократ)-связывал темперамент с биологическими жидкостями организма. 2. Конституциональная (Кречмер, Шелдон)-тип телосложения 3. Нейродинамическая (Павлов)-свойства Н.С. Определяют типы темперамента

Слайд 15

Гуморальная теория+нейродианмика

Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный человек, быстро и легко приспосабливающийся к меняющимся условиям жизни и успешно сопротивляющийся ее трудностям. Основные черты – общительный, разговорчивый, отзывчивый, открытый, жизнерадостный, не склонный к беспокойству, склонный к лидерству.

Слайд 16

♦ Меланхолик – слабый, малоподвижный человек, часто пассивный и заторможенный. Сильные раздражители могут вызвать различные нарушения его поведения, вплоть до полного прекращения всякой деятельности. Основные черты – тихий, замкнутый, необщительный, пессимистичный, тревожный, склонный к рассуждениям, легко расстраивающийся.

Слайд 17

♦ Холерик – сильный, неуравновешенный, легко возбуждающийся человек, обладающий большой жизненной энергией, часто вспыльчивый и несдержанный. Основные черты – обидчивый, беспокойный, активный, импульсивный, эмоционально неустойчивый.

Слайд 18

♦ Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный человек, реагирующий на внешние воздействия спокойно и медленно, не склонный к каким-либо изменениям, хорошо справляющийся с внешними раздражителями. Основные черты – надежный, доброжелательный, миролюбивый, рассудительный, осмотрительный, эмоционально устойчивый.

Слайд 19

Конституциональная типология

Конституциональная типология Э. Кречмера. Главным идеологом конституцио­нальной типологии был немецкий психиатр Э. Кречмер (1995), опубликовавший в 1921 году работу подиазванием «Строение тела и характер». Он обратил внимание, что каждому из двух видов заболеваний - маниакально-депрессивному (циркуляр­ному) психозу и шизофрении - соответствует определенный тип телосложения. Он утверждал, что тип телосложения определяет психические особенности людей и их предрасположенность к соответствующим психическим заболеваниям. Многочислен­ные клинические наблюдения побудили Э. Кречмера предпринять систематические исследования строения человеческого тела. Произведя множество измерений различных частей тела

Слайд 20

Э. Кречмер выделил четыре конституциональных типа:

1.Лептосоматик (астеник)(греч. leptos - хрупкий, soma - тело). Люди худые, с удлиненным лицом, длинными руками и ногами, плоской грудной клеткой и слабой мускулатурой. (Люди замкнутые, серьезные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к шизофрении).

Слайд 21

2. Пикник (гpeч.pyknos - толстый, плотный). Люди среднего роста, полновтые или склонные к ожирению, с короткой шеей, большой головой и широким лицом с мелкими чертами. Люди общительные, контактые, эмоциоанльные, легко приспосабливаются к новым условиям. При расстройствах психии склонны к МДП.

Слайд 22

3. Атлетик (греч. athlon - борьба, схватка). Люди высокие, широкоплечие, с мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой. Люди спокойные, невпечатлительные, практичные и властные, сдержанные в жестах и мимике. Не любят премен, плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах психики склонны к эпилепсии. 4. Диспластик(греч. dys - плохо, plastas - сформированный). Его строение бесформенное, неправильное. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерным ростом). Ввел Шелдон.

Слайд 23

Слайд 24

2. «Способности»»

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, позволяющие ему с той или иной степенью успешности овладевать какой-либо деятельностью и совершенствоваться в ней.

Слайд 25

Различают несколько уровней развития способностей людей:

♦ одаренностъ – совокупность нескольких разносторонних способностей, обусловливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц; ♦ талант – совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и общественной значимостью; особенность таланта – высокий уровень творчества при осуществлении деятельности; ♦ гениалъностъ– высшая степень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности. Творчество гениального человека имеет историческое и, как правило, положительное значение.

Слайд 26

Выделяют общие и специальные способности:

♦ общие способности прямо не связаны с успешностью выполнения конкретной работы, они сами представляют собой показатель возможности приобретения субъектом какой-то частной, специфической способности, умения научиться чему-либо. Обычно под общими способностями понимают интеллектуальные, умственные способности;♦ специалъные способности проявляются в какой-либо конкретной области деятельности. Поэтому говорят о музыкальных, художественных, педагогических и т. п. способностях. К ним относятся способности, связанные с осуществлением необычных функций, например артистов цирка, спортсменов и т. д.

Слайд 27

3. «Мотивация»

Мотивация – это совокупность побуждений (мотивов), вызывающих активность индивида, система факторов, детерминирующая поведение человека. Мотивация представляется как непрерывный процесс, в котором субъект действия (человек1 и ситуация взаимно влияют друг на друга, в результате чего можно наблюдать поведение человека. Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому человеку, является его личным свойством, побуждением к деятельности, причиной его действий и поступков. Мотивы формируются из потребностейчеловека и бывают осознанными и неосознаваемыми. Примеры мотивов: мотив достижения успеха, мотив избегания неудачи, мотив власти, мотив аффилиации (стремления к общению).

Слайд 28

Слайд 29

4. «Характер»

Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, выполняемой работе. Характер человека не является врожденным, он формируется в процессе его жизни и деятельности. В целом характер человека – и предпосылка, и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях. Обусловливая поведение, он в поведении и формируется.

Слайд 30

Структура и свойства

В зависимости от отношений личности выделяют 4 системы свойств характера: 1. Отношение к людям 2. Отношение к труду 3. Отношение к вещам 4. Отношение к себе

Слайд 31

Эмпирические характеристики характера

Полнота – разнообразие черт, свойств Цельность – характер это всегда индивидуально-своеобразное сочетание свойств Уравновешенность Выраженность – может доходить до акцентуации Оригинальность, самобытность Интегративность – характер это всегда структура Социальность– характер всегда проявляется в поведении Автоматизированность Мотивационный компонент Волевой компонент

Слайд 32

Функции характера

1. Помогает человеку самоосуществляться в деятельности, 2. Экспрессивная функция (выражение отношения к чему-либо).

Слайд 33

Акцентуации характера

Акцентуация – это усиление степени определенной черты. Психопатия – патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде.

Слайд 34

Приведем типы характеров (его акцентуации), выделенные Е. А. Личко, и их характеристики:

Гипертимный – подвижность, повышенная психическая активность, жажда деятельности, привычка разбрасываться, не доводить начатое до завершения; истероидный– эгоцентризм, склонность к лидерству, авантюристичность, тщеславие; лабилный – крайняя изменчивость настроения, большая зависимость от сиюминутного настроения;

Слайд 35

Астенический – повышенная мнительность, капризность, быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям; циклоидный – чередование смены настроений от приподнятого до подавленного;

Слайд 36

Сенситивный – повышенная чувствительность, застенчивость, робость; психастенический – ускоренное и раннее интеллектуальное развитие, склонность к самоанализу, высокая тревожность, нерешительность, постоянные сомнения;

Слайд 37

Шизоидны – замкнутость, сдержанность во внешнем проявлении чувств, трудности в установлении эмоциональных контактов; эпилептоидный – жестокость, властность, себялюбие, конфликтность, педантичность;

Слайд 38

Застревающий (паранойялъный – подозрительность, повышенная обидчивость, стремление к доминированию, конфликтность; дистимный – склонность к депрессиям, сосредоточенность на мрачных сторонах жизни;

Слайд 39

Неустойчивый – склонность к праздности, тяга к развлечениям, умение легко устанавливать контакты с окружающими, поверхностное общение; конформный – подчинение мнению других, приспособленчество, зачастую консерватизм.

Слайд 40

5. «Воля»

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, обладающее рядом признаков: наличие усилий и продуманного плана для выполнения того или иного волевого акта; усиленное внимание к такому поведенческому действию; отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения; состояние оптимальной мобилизованности личности, концентрации в нужном направлении.

Слайд 41

Проявление воли находит свое отражение в следующих свойствах (качествах):

Сила воли – степень необходимого волевого усилия для достижения цели; настойчивость – умение человека мобилизоваться для длительного преодоления трудностей; выдержка – умение сдерживать чувства, мысли, действия; решительность – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения; смелость – умение побороть страх и идти на оправданный риск, несмотря на наличие опасности;

Слайд 42

Самообладание – умение контролировать себя, подчинять свое поведение решению поставленных задач; дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку; обязательность – умение вовремя выполнять возложенные обязанности; организованностъ – рациональное планирование и упорядочение своего труда и др.

Слайд 43

6. «Эмоции и Чувства»

Эмоции - это особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами и отражающих в форме переживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций. Чувства – отражают долговременные переживания. Чувства возникают как обобщение многих эмоций, направленных на определенный объект. Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резким изменением в сознательной деятельности и выраженными двигательными проявлениями.

Слайд 44

Пример разделения эмоций и чувств

Мать, любя своего ребенка, переживает по отношению к нему в разных ситуациях разные эмоции: она может злиться на него, испытывать гордость за него, нежность к нему и т.д.

Слайд 45

во-первых, эмоции и чувства - это не одно и то же; во-вторых, нет прямого соответствия между чувствами и эмоциями: одна и та же эмоция может выражать разные чувства и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях.

Слайд 46

Теория эмоций Джеймса-Ланге

Американский психолог У.Джемс и датский анатом К.Г.Ланге выдвинули периферическую теорию эмоции, основанную на парадоксальной идее о том, что эмоции есть результат физиологических изменений в различных системах. По их утверждению, мы не потому смеемся, что нам смешно, а нам потому смешно, что мы смеемся.

Слайд 47

Теория эмоций Кеннона и Барда

У.Кеннон и Ф.Бард одними из первых показали ограниченность теории Джемса - Ланге, предложив свою теорию эмоций, которая была названа таламической. Согласно этой теории, вегетативные изменения и мышечные реакции организма являются следствием переживания эмоций.

Слайд 48

В зависимости от модальности, качества переживаний К.Изардом были выделены десять фундаментальных эмоций:

1. Интерес-возбуждение - чувство захваченности, любопытства, это наиболее часто испытываемая положительная эмоция, выступающая исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, мышления. Интерес является единственной мотивацией, которая может поддерживать осуществление повседневной, привычной, рутинной работы. У человека, испытывающего эмоцию интереса, возникает желание исследовать, вмешаться, расширить свой опыт; подойти по-новому к человеку или объекту, возбудившему интерес. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевленным и оживленным.

Слайд 49

2. Радость характеризуется чувством уверенности и значительности, ощущением способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью. Радость сопровождается удовлетворенностью собой, окружающими людьми и миром. Она часто сопровождается чувствами силы и энергетического подъема. Следствием сочетания радости и ощущения собственной силы является связь радости с чувствами превосходства и свободы, ощущением того, что человек больше, чем он есть в обычном состоянии. Радость- это чувство, которое возникает при реализации своих возможностей. Препятствия к самореализации являются препятствиями для появления радости.

Слайд 50

3. Удивление является преходящей эмоцией: оно быстро наступает и столь же быстро проходит. В отличие от других эмоций удивление не мотивирует поведение в течение долгого времени. Функция удивления состоит в подготовке субъекта к успешным действиям, к новым или внезапным событиям.

Слайд 51

4. Страдание представляет собой наиболее распространенную отрицательную эмоцию. Оно обычно является доминирующим при горе и депрессии. Психологические причины страдания включают многие проблемные ситуации каждодневной жизни, потребностные состояния, другие эмоции, воображение и т.д. Переживание страдания описывается как уныние, упадок духа, обескураженность, одиночество, чувство изоляции. Страдание сообщает и самому страдающему человеку, и тем, кто его окружает, что ему плохо, и побуждает человека предпринять определенные действия: сделать что-то для уменьшения страдания, устранить его причину или изменить свое отношение к объекту, служащему причиной. Самой тяжелой формой страдания является горе. Его источником выступает утрата. Наиболее глубокое горе возникает, например, при потере любимого человека. Состояние горя каждый человек переживает очень тяжело.

Слайд 52

5. Гнев- сильная отрицательная эмоция, возникающая в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемой цели. Среди причин гнева- личное оскорбление, разрушение состояний интереса или радости, обман, принуждение сделать что-либо против желания. При переживании гнева человек ощущает свою силу и хочет напасть на источник гнева. Чем сильнее гнев, тем более сильным и энергичным чувствует себя субъект, тем большую потребность в физическом действии он ощущает. В ярости мобилизация энергии настолько велика, что человек чувствует, что он взорвется, если не проявит каким-либо способом свой гнев.

Слайд 53

6. Отвращение как эмоциональное состояние связано с переживанием необходимости устранить объект или изменить его. Оно есть результат резкого рассогласования в сознании человека ценностно значимого, нормального и уродливо-несовершенного, происходящего на фоне этого нормального. Отвращение могут вызвать как материальные предметы, так и социальные действия, поступки других людей. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

Слайд 54

7. Презрение связано с ситуациями, в которых человеку необходимо чувствовать себя сильнее, умнее, лучше в каком-то отношении, чем презираемое лицо. Презрение - это чувство превосходства над другим человеком, группой или предметом, их обесценивание. Презирающий человек как бы отстраняется, создает расстояние между собой и другими. Презрение, как гнев и отвращение, в известной мере оказывается чувством враждебности: человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

Слайд 55

8. Страх является наиболее сильной и опасной из всех эмоций, которая оказывает большое влияние на сознание и поведение человека. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, сигнализирующие об опасности. Страх переживается как предчувствие беды, неуверенности, полной незащищенности. Со страхом связаны чувства недостаточной надежности, чувство опасности и надвигающегося несчастья, при которых человек ощущает угрозу своему существованию. Ощущение страха может варьировать от неприятного предчувствия до ужаса.

Слайд 56

9. Стыд как эмоция повергает человека в такое состояние, когда он кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным. Он сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко - ощущением неудачи, поражения. Стыд может вызвать презрение к самому себе.

Слайд 57

10. Вина возникает при совершении неправильных действий. Обычно люди чувствуют вину, когда осознают, что нарушили правило и переступили границы своих собственных убеждений. Они могут также чувствовать вину за отказ от принятия на себя ответственности. Вина связана прежде всего с осуждением своего поступка самим человеком независимо от того, как к этому поступку отнеслись или могут отнестись окружающие. Вина включает такие реакции, как раскаяние, осуждение самого себя и понижение самооценки. Вина возникает в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность. Переживание вины состоит из мучительного чувства неправоты по отношению к другим или самому себе.

Слайд 58

Стресс

Стрессовые состояния - это особые эмоциональные состояния, возникающие в ответ на экстремальные воздействия и требующие от человека мобилизации всех ресурсов организма, в том числе и нервно-психических сил. Слабые воздействия не приводят к стрессу, так как он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека. Небольшой уровень стресса даже полезен и необходим для любой физической или психической активности.

Слайд 59

Основатель учения о стрессе Г.Селье выделил три стадии развития стресса:

«реакцию тревоги», во время которой мобилизуются защитные силы организма; стадию сопротивления- полную адаптацию к стрессу; стадию истощения, возникающую в случае, если стрессор силен и воздействует на человека продолжительное время.

Слайд 60

Фрустрация

Близким по своим проявлениям к стрессу является состояние фрустрации (от лат. frustratio - «обман», «расстройство», «разрушение планов»). Фрустрационное состояние возникает при объективных или субъективных трудностях, испытываемых человеком на на пути к цели. Фрустрация сопровождается гаммой отрицательных эмоций (озлобленностью, подавленностью, агрессией), которые в состоянии дезорганизовать поведение и сознание человека.

Слайд 61

Спасибо за внимание!!!

Посмотреть все слайды

В процессе индивидуального развития, в связи с постепенным созреванием , проявления ее индивидуально-типологических различий имеют свои особенности. Можно предполагать, что в формировании основных свойств нервной системы и в пренатальном периоде развития большое значение имеют наследственные факторы, а в постнатальном периоде развития – влияние окружающей среды. При этом наследственность определяет границы изменчивости типологических свойств нервной системы, а от среды зависит степень их развития. Имеются многочисленные экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что то или иное свойство нервной системы может быть выражено в минимальном или максимальном варианте в зависимости от условий воспитания.

При этом в младшем школьном возрасте даже у представителей первых двух групп зачастую наблюдается неполная уравновешенность нервных процессов с некоторым преобладанием возбуждения при относительно слабых процессах активного внутреннего торможения, что определяет повышенную реактивность детей.

Типологические особенности нервной системы четко проявляются и в деятельности школьника. Например, дети сильного типа могут достаточно долго и напряженно (в пределах возрастных возможностей) работать в классе или дома с высоким темпом и интенсивностью на фоне положительного эмоционального состояния. Для них характерны устойчивое и в то же время способность достаточно быстро переключаться на новый вид деятельности; они могут работать долго и интенсивно.

2.5.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют динамические особенности ее поведения, деятель­ности, общения, психических процессов, особое место принадле­жит темпераменту.

Физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, такие ее свойства, как сила, подвижность, уравновешенность. Исследования темперамента привели к выявлению следующего ряда его свойств: сензитивность (чувст­вительность), реактивность, активность, эмоциональная возбуди­мость, пластичность и ригидность, экстравертированность и интровертированность, темп психических реакций.

О сензитивности, или чувствительности, судят по тому, какая наименьшая сила внешнего воздействия необходима для того, чтобы у человека возникла та или иная психическая реакция. Иными словами, какой должна быть сила воздействия, чтобы до человека, как говорят, "дошло".

Свойство реактивности проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие. Недаром о некоторых говорят: "Вспыльчивый", "Заводится с полуоборота", а о других: "Не поймешь, обрадовался или огорчился".

Пластичность и противоположное ему качество ригидность проявляются в том, насколько легко и быстро приспосабливается человек к внешним воздействиям. Пластичный быстро перестра­ивает поведение при изменении обстоятельств, ригидный - с боль­шим трудом.

Существенным показателем темперамента является экстравертированность и интровертированность. Исследования пока­зывают, что эти качества темперамента очень ярко проявляются, прежде всего, в процессе общения, причем не только у взрослых, но и у детей. Так, например, общительные экстраверты более ини­циативны в начальной, организующей фазе игры, совещании при выборе темы, распределении ролей и выборе собственной роли. Дошкольники-интроверты чаще "общаются" с игровыми атрибу­тами, "обращаются" к игрушке, чаще говорят, что они собира­ются делать, какие игровые действия выполняют. Конечно, об­щительность сама по себе еще не обеспечивает человеку благо­приятное положение в коллективе. Скорее всего, она положитель­но действует на первых порах, когда человек только входит в новую группу. Потом же начинают "работать" другие важные качества человека. Однако замечено: в числе "предпочитаемых" дошколь­ников, "звезд" чаще всего экстраверты. Их общительность помо­гает адаптироваться в новой социальной среде, приобрести това­рищей, преодолеть неуверенность.

Об активности судят по тому, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир, по его настойчивости, сосредо­точенности внимания...

О таком качестве темперамента, как эмоциональная возбуди­мость, узнают по тому, какой силы необходимо воздействие для возникновения эмоциональной реакции.

Свойства темперамента связаны в определенные структуры, образующие разные типы темперамента. Основные из них: холе­рик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Так, холерикам свойст­венны такие качества, как реактивность, активность, эмоцио­нальная возбудимость, высокий темп психических реакций, плас­тичность, экстравертированность. В числе интровертов, как пра­вило, меланхолики и флегматики. Для последних характерны ригидность, медленный темп движения, речи, слабая эмоцио­нальная возбудимость, малая сензитивность...

Однако "чистые" темпераменты встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя пре­обладают свойства темперамента какого-то одного.

2.5.2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА

Наиболее приемлемым для педагога, изучающего темпе­рамент своих воспитанников, является метод наблюдения. Он помогает воспитателю по жизненным показателям определить основные свойства нервной системы, лежащие в основе темпе­рамента конкретного ребенка. Напомним: выделяют три ос­новных свойства нервной системы (силу, уравновешенность, подвижность и четыре основных сочетания этих свойств (И. П. Павлов): сильный, неуравновешенный, подвижный - "безудержный" тип; сильный, уравновешенный, подвижный - "живой" тип; сильный, уравновешенный, малоподвижный - "спокойный" тип; "слабый" тип.

"Безудержный" тип лежит в основе холерического темпера­мента, "живой"- сангвинического, "спокойный" - флегматичес­кого, "слабый"- меланхолического.

Эти свойств,! нервной системы, составляющие физиологичес­кую основу темперамента, проявляются в повседневном поведении человека.

Так, к жизненным показателям силы нервного процесса воз­буждения относят сохранение высокого уровня работоспособнос­ти при длительной напряженности в работе, устойчивый и доста­точно высокий положительный эмоциональный тонус, смелость в разнообразных и непривычных условиях, устойчивое внимание как в спокойной, так и в шумной обстановке. Понаблюдаем за ребенком, присмотримся к нему. О силе (или слабости) его нерв­ной системы будут свидетельствовать такие жизненные показате­ли, как сон (быстро ли засыпает, спокоен ли сон, крепок ли), на­блюдается быстрое (медленное) восстановление сил, как ведет себя в состоянии голода, если его не успели вовремя покормить (кричит, плачет или проявляет вялость, спокойствие).

К жизненным показателям уравновешенности относят сле­дующие: сдержанность, усидчивость, спокойствие, равномерность в динамике настроения, отсутствие в них периодических резких спадов и подъемов, четкость и плавность речи и др.

Жизненные показатели подвижности нервных процессов включают в себя такие показатели, как быстрое реагирование на все новое в окружающей среде, легкая и быстрая выработка и изменение жизненных стереотипов (привычек, навыков), быстрое привыкание к новым людям, к новым условиям, спо­собность без раскачки переходить от одного занятия к друго­му, от сна к бодрствованию и т. д., быстрота запоминания и легкость воспроизведения, быстрота возникновения и проте­кания чувств, проявление лабильности в речи, моторике, в тем­пе деятельности.

Изучить индивидуально-типологические особенности дошколь­ников поможет программа, использованная в исследовании Л. И. Уманского.

ПРОГРАММА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА

    Проявляет усидчивость во всех занятиях или только когда заинтересован?

    Может ли продолжительно заниматься игрой?

    Стремится ли довести работу до конца? Легко или трудно отвлечь от начатого дела, игры?

    Инициативен ли в играх, нуждается ли в подталкивании со стороны взрослых, других детей?

    Общителен ли, легко сходится с детьми или малообщитель­ный, трудно сходится?

    Отзывчив ли? Оказывает ли помощь?

    Какое настроение свойственно (бодрое, веселое, спокойное, эмоционально пониженное)?

    Что более свойственно: постоянное или изменчивое настро­ение?

10. Как относится к неудачам, обидам?

11. Раздражителен ли: помехи, возражения вызывают досаду или же реагирует на них спокойно?

    Насколько впечатлителен?

    После неудачи быстро успокаивается или долго переживает?

    Может ли заниматься, играть, одновременно слушая других, Разговаривая?

    Умеет ли распределять внимание?

    Часто ли бывает рассеянным?

    Как быстро переключается внимание с одного занятия на другое?

    Каков обычный темп движений (быстрый, средний, медленный, порывистый, плавный)?

    Смел или труслив?

    Быстро ли переключается на новую ситуацию в игре физкультурных упражнениях?

    Характеристика внешних форм речи: говорит быстро, медленно, плавно, отрывисто, с мимикой?

    Как долго может молчать, быть недеятельным, когда хочется сказать, делать?

    Как переносит необходимость ждать?

    Как быстро привыкает к незнакомой обстановке?

    Как чаще засыпает и пробуждается?

    Спокойно ли спит?

    Как быстро переходит от состояния покоя к активной деятельности и наоборот?

    Как реагирует на медицинскую процедуру?

    Как часто жалуется на недуг?

    Каковы особенности поведения при порезах, ушибах, кровотечении?

Для диагностирования темперамента, отдельных его свойств широко применяются тесты. Предлагаем три и них.

Первый - для выявления тревожности (как одного из существенных свойств темперамента), разработанный В. С. Мерлиным.

Предварительно готовятся песочные часы на 3 минуты, мате риал для занятий за первым и вторым столом.

Испытуемые - три ребенка старшего дошкольного возраста наблюдение ведется за одним из них.

Показатель тревожности - поведение ребенка в фрустированной ситуации, которая создается дефицитом времени для выполнения задания.

Организация, ребенок должен выполнить задания за двумя столами: за первым с часами, за вторым - без часов. Задание должно быть рассчитано на 10-15 минут (например, за первым столом задание со строительным материалом, за вторым - с узором мозаики)

Инструкция общая: "Ты будешь выполнять задания за двумя столами. Сначала за этим (экспериментатор показывает, что ребенок должен сделать), затем за вторым (показывает, что нужно делать за вторым столом), затем снова за первым и т. д. Работать будешь за каждым столом по 3 минуты, пока не закончишь всю работу".

Инструкция для первого стола: "По моей команде начнешь работать за первым столом. Работать будешь ровно 3 минуты. Всю работу ты сделать за это время не успеешь, но как только три минуты истекут, встанешь и перейдешь за второй стол. Порабо­таешь там столько же (3 минуты) и вернешься опять за этот стол. Время узнаешь по песочным часам (ребенку показывают, как работают песочные часы). Выполнять задание надо аккуратно, хорошо. Если сделаешь плохо - работа не будет зачтена и при­дется делать все заново".

Инструкция для второго стола: "Начинай работать. Порабо­таешь ровно 3 минуты. Всю работу сделать не успеешь, но по ис­течении 3 минут перейдешь за первый стол, потом снопа вер­нешься сюда. Часы я закрою и ты должен сам, без напоминания, догадаться, когда пересыпался песочек. Работать надо аккуратно, точно по времени. Если сделаешь плохо, работа не будет учтена и придется начать все заново". Через полторы минуты надо напом­нить: "Ты не забыл про часы?"

Показатели тревожности - работа за вторым столом без часов, проявление беспокойства за первым и вторым столом (смотрит на часы, торопится).

Регистрируются характер действий испытуемого, время работы. К числу "тревожных" относят испытуемых, которые за вторым столом работали меньше 3 минут; к числу "беззаботных" - более 3 минут.

Второй тест используется для изучения интро-экстраверсии (вариант Кэттела). Материал - 8 карточек, одна из них - пробная.

Инструкция: "Я дам тебе карточку, на которой нарисованы разные предметы. Ты должен объединить их в группы по одному какому-нибудь признаку так, чтобы в группу вошло как можно больше предметов. Затем ты должен объяснить, по какому при­знаку ты объединил их в одну группу". Время предъявления кар­тинки 45 секунд. Пробная картинка предъявляется без ограниче­ния времени. Предлагается 10 карточек.

Обработка: на каждой карточке выделяется самая большая группа предметов. Подсчитывается количество предметов в этой группе. Показателем экстра-интроверсии является количество выделенных предметов, деленное на число карточек.

Диагноз: интроверты - 3,6 и меньше выделенных предметов, экстраверты - 4 и более.

В диагностической работе можно воспользоваться и теппинг-тестом О. Черниковой (в модификации А.И. Вайнштейна, В.П. Жура, Л.В. Кармановой).

На листе бумаги воспитателем (психологом) рисуются 6 квад­ратов. Нумеруются они следующим образом (рис. 4):

(Это делается для того, чтобы ребенок не терял времени в процессе выполнения тестового задания при переходе к работе с 3-го в 4-й квадрат.) Перед проведением теста детям несколько раз дают поиграть в игру "Насыпем птичкам в клетки зернышек" с тем, чтобы у них образовался навык проставления точек в максимально быстром темпе. Затем проводится сам тест. У каждого ребенка лист с квадратами и карандаш. По сигналу воспитателя дети начинают в максимальном темпе ставить точки в 1 квадрат ("сыпать зернышки птичке"). По второму сигналу ребенок без остановки переходит к работе во втором квадрате и т. д. Продолжительное проставление точек в каждом квадрате по 10 секунд. В целом тестирование длится 1 минуту. Тест выявляет динамику работ способности ребенка. Воспитатель анализирует полученные данные по каждому ребенку.

К сильному типу нервной системы относят детей, у которых разница между 1-м и 6-м квадратом отсутствует или же наблюдается увеличение точек в 6-м квадрате. Сильный тип нервной системы характеризуется отсутствием пиков. Пиком считается увеличение более чем на 10 % числа точек в одном квадрате по отношению к среднему показателю точек. Средний показатель вычисляется путем сложения числа точек во всех 6 квадратах и делением на число квадратов, т. е. на 6. Эти показатели говорят о том, что у ребенка сохраняется высокая работоспособность без значительных колебаний в течение заданного времени. Слабый тип нервной системы характеризуется значительным снижением количества точек в последних квадратах и наличием нескольких пиков. Это является показателем того, что период работоспособности ребенка непродолжителен и характеризуется перепадами.

Для изучения темперамента применяется и эксперимент. Приведем экспериментальную методику, разработанную Ю. А. Самариным. Эксперимент проводится в форме игры "Перенос кубиков". Испытуемый получает небольшую лопатку, на которую один на другой ставятся кубики (3, 4, 5 и т. д.). Ребенок должен пронести эти кубики, держа лопатку в правой руке, одного стола до другого на расстояние 3 м, затем повернуться на 180۫ (продолжая держать лопатку в руке), принести кубики обратно, поставить лопатку с кубиками на стол, не уронив ни одного кубика. Для ребенка это испытание ловкости, увлекательная игра. Для экспериментатора не имеет значения, сколько кубиков перенес ребенок, он регистрирует реакции ребенка на удачи и неудачи, учитывается сила нервных процессов, работоспособность (сколь­ко времени ребенок может добиваться успешного выполнения задания, как без стимуляции экспериментатора, так и при его стиму­ляции). По поведению ребенка в игровой ситуации можно выявить уравновешенность нервных процессов (в какой мере ребенок может сдерживать недовольство при неудачах, не проявлять его ни в двигательных, ни в речевых формах). Изучается и подвижность нервных процессов - как быстро ребенок включается в данную работу, приспосабливается к ней, имеют ли место отвлечения при выполнении задания.

Приведем описание типичного поведения детей разных темпе­раментов в процессе экспериментальной игры "Перенос кубиков".

Дети-сангвиники очень охотно включаются в игру, рвутся выполнять задания в числе первых. Первые неудачи не смущают их. Они энергичны и веселы, охвачены азартом, уверены в успехе. После 2-3 неудачных попыток азарт пропадает, а с ним исчезает и желание продолжать борьбу. Ребенок теряет интерес, дальней­шее участие в игре кажется ему ненужным и бессмысленным.

Дети-холерики более настойчивы в достижении цели. Они дос­таточно долго пытаются добиться успеха, не сдаются, несмотря ни на что. Неудачи вызывают раздражение, агрессию, но настой­чивое усердие наиболее ловких приводит к победе, а те, кто не Добился успеха, снова и снова просят экспериментатора разрешить им еще одну попытку.

Дети-флегматики не сразу включаются в игру. Они спокойны, присматриваются, двигаются медленно, не суетятся, не делают Резких движений. На неудачи почти не обращают внимания, продолжают делать новые попытки так же усердно и сосредоточенно.

Дети-меланхолики долго медлят. Им страшно даже прикос­нуться к лопатке. Подбадривание воспитателя не снимает трепетного волнения. Они предвидят неудачу, еще не включившись в игру. После первых неудач выходят из игры, не поддаваясь никаким уговорам. У многих вся процедура заканчивается непреодолимым смущением и слезами.

Методика "Наконечник" (В. А. Горбачева).

Экспериментальная игра "Наконечник" имеет несколько вариантов. В первом - педагог в присутствии детей прячет в правой или левой руке наконечник от авторучки. Дети должны разжать кулак, чтобы найти его. После 30-45 секунд "сопротив ления" воспитатель-экспериментатор расслабляет руку и дети овладевают наконечником. Игра продолжается определенное время, пока дети не утратят интереса к ней. Удовольствие доставляет сам процесс игры. Большинство детей охотно принимает в ней участие.

Наиболее настойчивы и азартны сангвиники и холерики. Они первыми включаются в игру, но дольше всех в ней задержива­ются настырные холерики. Флегматики спокойны, ждут своего момента, могут уступить и молча подождать. Меланхолику сле­дует помочь включиться в игру. Ему мешает робость, стеснительность, он не стремится добиться успеха в такой си­туации.

Второй вариант - для изучения подвижности нервной системы. Наконечника в руке экспериментатора нет. Пока дети обследуют кулак, он опускает наконечник в карман кого-то из ребят. Когда дети обнаруживают, что наконечника в руке воспитателя нет, можно предложить им угадать, у кого он. Владелец наконечника должен постараться не выдать себя, а дети по выражению лица и по поведению должны определить, у кого наконечник.

При исследовании индивидуально-типологических различий применяется не один, а несколько методов, частных методик. Дан­ные, полученные в процессе тестирования, эксперимента, беседы, необходимо сопоставить с результатами повседневных наблюде­ний за дошкольниками. Такой подход обеспечит более достовер­ный вывод относительно темперамента ребенка. Сразу все свойства темперамента заметить трудно, да и возраст накладывает отпеча­ток на его проявления.

Весь состав свойств темперамента возникает на жизненном пути человека не сразу, а развертывается в определенной после­довательности. Она обусловлена как общими закономерностями созревания высшей нервной деятельности и психики ребенка в целом, так и специфическими закономерностями созревания каж­дого типа нервной системы. К специфическим возрастным осо­бенностям нервной системы детей раннего и дошкольного возраста относятся слабость возбудительного и тормозного процессов, их неуравновешенность, очень высокая чувствительность, более быстрое по сравнению со взрослыми восстановление сил. В связи с этим и дошкольные годы типологические свойства ярче обнаруживаются у представителей уравновешенного, инертного (флегматики) и сла­бого (меланхолики) типов, так как у них проявление типа темпера­мента контрастирует с возрастными особенностями поведения.

Типологические особенности Высшей нервной деятельности ребенка. Н.И.Красногорский, изучая ВНД ребенка на основе силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов, взаимоотношений коры и подкорковых образований, соотношения между сигнальными системами, выделил 4 типа нервной деятельности в детском возрасте.

  • 1. Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип . Характеризуется быстрым образованием прочных условных рефлексов. Дети этого типа имеют хорошо развитую речь с богатым словарным запасом.
  • 2. Сильный, уравновешенный, медленный тип . У детей этого типа условные связи образуются медленнее и прочность их меньше. Дети этого типа быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Активны и стойки при выполнении сложных заданий.
  • 3. Сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип . Условные рефлексы у таких детей быстро угасают. Дети такого типа отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью. Их речь быстрая с отдельными выкрикиваниями.
  • 4. Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. Дети этого типа не переносят сильных и продолжительных раздражений, легко утомляются.

Существенные различия основных свойств нервных процессов у детей, относящихся к разным типам, определяют их разные функциональные возможности в процессе обучения и воспитания , но пластичность клеток коры больших полушарий, их приспособляемость к меняющимся условиям среды является морфофункциональной основой преобразования типа ВНД. Так как пластичность нервных структур особенно велика в период их интенсивного развития, педагогические воздействия, корригирующие типологические особенности, особенно важно применять в детском возрасте .

Низшая и высшая нервная деятельность ребенка формируются в результате морфофункционального созревания всего нервного аппарата. Нервная система, а вместе с ней и высшая нервная деятельность у детей и подростков достигают уровня взрослого человека примерно к 20 годам. Весь сложный процесс развития ВНД человека определяется как наследственно, так и многими другими биологическими и социальными факторами внешней среды. Последние приобретают ведущее значение в постнатальном периоде, поэтому на семью и учебные заведения ложится основная ответственность за развитие интеллектуальных возможностей человека.

ВНД ребенка от рождения до 7 лет. Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов, рефлекторные дуги которых начинают формироваться на 3-м месяце внутриутробного развития. Тогда у плода появляются первые сосательные и дыхательные движения, а активное движение плода наблюдается на 4-5-м месяце. К моменту рождения у ребенка формируется большинство врожденных рефлексов, которые обеспечивают ему нормальное функционирование вегетативной сферы.

Возможность простых пищевых условных реакций возникает уже на 1-2-е сутки, а к концу первого месяца развития образуются условные рефлексы с двигательного анализатора и вестибулярного аппарата.

Со 2-го месяца жизни образуются слуховые, зрительные и тактильные рефлексы, а к 5-му месяцу развития у ребенка вырабатываются все основные виды условного торможения. Большое значение в совершенствовании условно-рефлекторной деятельности имеет обучение ребенка. Чем раньше начато обучение, т. е. выработка условных рефлексов, тем быстрее идет их формирование впоследствии.

К концу 1-го года развития ребенок относительно хорошо различает вкус пищи, запахи, форму и цвет предметов, различает голоса и лица. Значительно совершенствуются движения, некоторые дети начинают ходить. Ребенок пытается произносить отдельные слова, и у него формируются условные рефлексы на словесные раздражители. Следовательно, уже в конце первого года полным ходом идет развитие второй сигнальной системы и формируется ее совместная деятельность с первой.

На 2-м году развития ребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности, и продолжается формирование второй сигнальной системы, значительно увеличивается словарный запас; раздражители или их комплексы начинают вызывать словесные реакции. Уже у двухгодовалого ребенка слова приобретают сигнальное значение.

2-й и 3-й год жизни отличаются живой ориентировочной и исследовательской деятельностью. Этот возраст ребенка характеризуется «предметным» характером мышления, т. е. решающим значением мышечных ощущений. Эта особенность в значительной степени связана с морфологическим созреванием мозга, так как многие моторные корковые зоны и зоны кожно-мышечной чувствительности уже к 1-2 годам достигают достаточно высокой функциональной полноценности. Основным фактором, стимулирующим созревание этих корковых зон, являются мышечные сокращения и высокая двигательная активность ребенка.

Период до 3-х лет характеризуется также легкостью образования условных рефлексов на самые различные раздражители. Примечательной особенностью 2-3-летнего ребенка является легкость выработки динамических стереотипов - последовательных цепей условно-рефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке. Динамический стереотип это следствие сложной системной реакции организма на комплекс условных раздражителей (условный рефлекс на время - прием пищи, время сна и др.).

Возраст от 3-х до 5-ти лет характеризуется дальнейшим развитием речи и совершенствованием нервных процессов (увеличивается их сила, подвижность и уравновешенность), процессы внутреннего торможения приобретают доминирующее значение, но запаздывательное торможение и условный тормоз вырабатываются с трудом.

К 5-7 годам еще более повышается роль сигнальной системы слов и дети начинают свободно говорить. Это обусловлено тем, что только к семи годам постнатального развития функционально созревает материальный субстрат второй сигнальной системы - кора больших полушариев.

ВНД детей от 7 до 18 лет . Младший школьный возраст (с 7 до 12 лет) - период относительно «спокойного» развития ВНД. Сила процессов торможения и возбуждения, их подвижность, уравновешенность и взаимная индукция, а также уменьшение силы внешнего торможения обеспечивают возможности широкого обучения ребенка.

Но только при обучении письму и чтению слово становится предметом сознания ребенка, все, более отдаляясь от связанных с ним образов, предметов и действий. Незначительное ухудшение процессов ВНД наблюдается только в 1-м классе в связи с процессами адаптации к школе.

Особое значение для педагогов имеет подростковый (с 11-12 до 15-17 лет) период. В это время нарушается уравновешенность нервных процессов, большую силу приобретает возбуждение, замедляется прирост подвижности нервных процессов, значительно ухудшается дифференцировка условных раздражителей. Ослабляется деятельность коры, а вместе с тем и второй сигнальной системы. Все функциональные изменения приводят к психической неуравновешенности и конфликтности подростка.

Старший школьный возраст (15-18 лет) совпадает с окончательным морфофункциональным созреванием всех систем организма. Повышается роль корковых процессов в регуляции психической деятельности и функций второй сигнальной системы.

Все свойства нервных процессов достигают уровня взрослого человека, т. е. ВНД старших школьников становится упорядоченной и гармоничной. Таким образом, для нормального развития ВНД на каждом отдельном этапе онтогенеза необходимо создание оптимальных условий.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «movsdr.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «movsdr.ru»